Харьковская галерея “АС” покажет выставку Олега Мингалева “Круги на воде и Иное”
С 25 октября по 7 ноября в харьковской галерее “АС” пройдет выставка Олега Мингалева “Круги на воде и Иное”. Открытие состоится 25 октября в 18.00.
Вопреки декларациям большевиков, представителям традиционных «левого» и «правого» фронтов культуры и вслед за ними Энди Уорхола, я, конечно же, не верю в массовость искусства.
Писать о процессе создания произведений искусств в наше время еще более трудно, чем это было в условиях советского или национал-социалистического
Почему? Критерии расшатаны донельзя и, скорее, перевернуты с ног на голову.
А была ли голова? …Примерно так возглашают нынешние диктаторы вкусов, веяний моды – кураторы, новоявленные лидеры “актуального искусства”.
Авторитаризм узаконенных ставок, когда небезынтересный экспериментатор Поллок, все-таки, тенденциозно дороже Рембрандта, Врубеля, Климта… является доказательством тщательно спланированной какими-то взбалмошными институциями анархии, хаоса с далеко идущей целью смешать ориентиры, убрать с мизансцены пирамиду ценностей, краеугольным камнем которой является модуль совершенного человека, в разные эпохи понимаемый соответственно парадигме эпохи.
Куда же движется тайная воля, пресыщенная энтропийным содержанием?
Уровняв “все и вся”, расчистив пространство для утверждения зияющего “ничто”. Ничто не может быть ценностью, итак – все помножено на ноль. И вот пожинаем плоды, цель достигнута, “Великий Рим пал”. Мы неминуемо приближаемся к заключительному акту настоящей драмы истории искусства, когда надутый пузырь Херста водружен на могиле Веласкеcа.
… Глупо и смешно играть, либо подыгрывать неким новейшим правилам игры, когда если не в сотый раз объявлено, что “живопись умерла”. Соответственно, если пройтись по залам арт-рынков, почему-то повсеместно превалирует дизайн. Видимо потому, что дизайнер по наитию скорее схватывает суть желания главного нынче заказчика, а именно куратора, который, как сказывают, с банкирами на короткой ноге, обретаясь гораздо чаще, на самом-то деле, у них под ногами.
Так каковы же критерии при создании произведений?
Уверен, надо применять хотя бы один. И суть его в том, что вопреки всевозможным тенденциям и веяниям в широком поле так называемой арт-индустрии творец претворяет сплав эмоций и ментального опыта, руководствуясь собственными “законами мастера”, если таковым себя считает. И, все-таки, должен испытывать непременное удовольствие от самого процесса создания, удовлетворение, в конечном итоге, в случае завершения опыта, длинного ли, короткого пути исследования. Этот путь может быть завершен в течение нескольких секунд или десятков лет, однако обязательно при этом сопутствующее состояние чуда или “катарсиса”.
Если это чудесное состояние “творец” не испытывает, то и зритель его не испытает подавно.
Холодный дизайн чистейшего рационализма, господствующий на современных биеннале, чаще всего отвергает всякие эмоции, даже элементарные человеческие чувства, а тем более исторгает из своих пространств КАТАРСИС.
Возможно, наступили времена, когда порядочный художник, идущий путем исследования и Традиции, должен уподобиться анахоретам или монахам, сокрывшись, словно в пещере в своей мастерской, арт-студии. Иногда, как Малевич, окруженный учениками.
Я лично считаю, что художник-исследователь действительно во многом уподобляется ученому. Такими были Леонардо и Филонов. Но “в стол” работать довольно таки тягостно. Как говаривал Велимир Хлебников: “Когда молчит станок – я мертв”.
В конце концов, он может выносить свои творения на улицы – в фресках стрит-арта.
И в этом много чести и благородства.
Неизбывно меня интересовал за той или иной вещью, за тем или иным жестом творца и даже безотносительно жанра, стилистики, моды и, как сейчас заговорили – тренда, трансцендентный опыт, сакральный смысл истинного самопереживания. Более того, вопреки современным тенденциям нивелирования и усреднения Всего и Вся, я, все таки, надеюсь на Чудо, то есть увидеть произведение искусства как раз именно в качестве квинтэссенции вибраций времени. Произведение, обобщенное до состояния эмблематичности, этого залога Вечности, ибо вылитого в состояние символа, трансмодерного по существу. Поэтому всякий раз меня интересует и на к о в о с т ь всякой вещи в искусстве даже при возможной обманчивой обыденности, то Иное, открывающееся за покрывалом Изиды посвященному, идущему только своим, пусть и трудным путем, сторонящемуся догм и прописанных всевозможными институциями норм поведения биороботов.
За расходящимися кругами на воде открывается зыбящееся переливающееся цветами радуги зеркальное покрывало Изиды, обожествленной Природы, царицы знаний, в лоне которой произрастает Логос.
Насилие тотальной социальности ибо отвергнуто будет мастером с большой буквы. Или же эта социальность и, соответственно, банальность будет переплавлена и освоена его волею так, что может вспыхнуть свечением ауры нетождественности, подчас имплицитно-невербализованн
Постижение законов Вселенной не обязательно должно быть продемонстрировано по требованию истинных нарративистов, этих жрецов Трансмодерна, однако оригинальный духовный, не заимствованный опыт безусловно будет оценен по достоинству.
И да, при этом позволю утверждать – достоинство и качество, эти извечные добродетели, никому упразднить не удастся вопреки тиранической злонравной воле, простирающейся подобно смогу над унылыми ландшафтами урбанистических резерваций.
Олег Мингалев