Ігор Гільбо: про “Львівську скульптуру XVI–XVII століть” та секрети фотографування скульптури
У 1981 р. у видавництві «Наукова думка» вийшло друком дослідження «Львівська скульптура XVI–XVII століть» Володимира Федоровича Любченка. Актуальне й тепер воно було присвячене розвиткові пізньоренесансної та ранньобарокової скульптури, центром тяжіння якої на українських теренах був Львів.
У монографії автор розглядає творчість тогочасних місцевих та іноземних майстрів. З її сторінок постає жива історія нашої країни. Це – не просто прискіпливий мистецтвознавчий аналіз, а повнокровне занурення у культурні та соціально-економічні реалії періоду.
Проте, окрім тексту, у книзі вражають високопрофесійні чорно-білі світлини скульптури. Кожна композиція, кожен фрагмент – об’ємні, виразні, промовисті. Чи вміють зараз так фотографувати скульптуру – не, аби себе показати, а виявити оригінальний задум майстра, – це ще питання… А от Ігор Гільбо, який тоді відповідав за ілюстративне наповнення, – зміг. На жаль, Володимира Федоровича з нами вже немає, проте є живий свідок того, як насправді творилася історія українського мистецтвознавства.
Ігор Гільбо:
Cултан заказал портрет художнику.
Чтоб похож был.
Тот и нарисовал. Похожего.
Казнили беднягу.
Султан-то был однолевоглазый,
одноправорукий и однолевоногий.
Не понравился он себе.
Следующий все учел.
Красавец получился. Все как у людей, все на месте.
Но не похож.
Казнили. Султаны – они строгие.
Третий посадил строгого султана на коня (на картинке посадил)
так, чтоб справа налево ехал.
В правую руку саблю дал.
На левое плечо плащ накинул.
Выжил парень.
Эту историю рассказал мне в 67-м скульптор Вячеслав Клоков. Я тогда еще и понятия не имел, что буду фотографом, а скульптуры его уже снимал…
… скульптор работает с формой, и если он доволен тем, что сделал, то хочет, чтобы все ее «мелочи» были видны на снимке. А недоволен – нужны красивые эффекты.
В 80-м я снимал его работы для альбома в издательстве «Мистецтво», и сразу после этого мне предложили снимать скульптуру для книги Владимира Федоровича Любченко «Львівська скульптура XVI-XVII століть» в издательстве «Наукова думка».
Во Львов приехал впервые и сразу полюбил. И потому, что Львов, и потому, что знакомил меня с ним Владимир Федорович. Человек золотой. Вот и все.
… в подвалах Доминиканского собора, жившего тогда под кличкой музея атеизма, под кучей труб, батарей и столов со стульями мы откопали надгробье Яна из Дукли (если не ошибаюсь). Протянул откуда-то удлинитель, осветил, насколько возможно было, принес ведро воды, отмыл…
Владимир Федорович сказал: мне надо переписывать текст…
… в каплице Боимов отмывал уже алебастровую «Эпитафию». На трех- или четырех-метровой высоте. Вот радости было, когда она заиграла… Особенно под светом.
Эта каплица – вообще сплошная моя радость.
Эпитафию мыл и снимал с четырех-метровой тяжеленной раздвижной лестницы, которую дал завхоз Катедры (охотно и бесплатно). Фрагменты на фасаде – с крыши кабины какого-то трактора (1 бут. пива). Хорошо что освещать не надо было, как внутри, только согласовать все с солнышком и трактористом. Юрия-Змееборца – с крана-вышки от трамвайщиков (1 бут. не пива).
Христос Скорбящий и ветхозаветные дяди на чаше купола – 500-мм. объектив. Им же, кстати, фриз на Успенской церкви… еще что-то и еще…
… маскароны на доме Шольц-Вольфовича – тоже удача. Там как раз люлька с рабочими висела, я их позвал на перекур с пивом, они меня туда подняли, перекур немножко затянули… и вернулись к работе, взлетев в историю мировой культуры и моей доброй памяти.
… ездили мы в Олесский замок, в Подгорцы, в Жовкву-Нестеров, еще во много мест… Без машины. Стекло и железо в двух сумках весили 24 кило.
… листаю книжку и опять очень благодарю судьбу, Владимира Федоровича, которого давно уже нет и Елену Константиновну Школяренко, нашу Лелечку, которая рискнула пригласить меня для этой съемки.
… ну и хватит. А то у вас на посмотреть фотографии времени не хватит.
… да, а когда свободен был от работы, любил Львов совсем бескорыстно, гулял с сумкой облегченного варианта и тоже что-то снимал…
Світлини – Ігор Гільбо
Про автора
Родился. Учился. Не очень. И не долго. Пока не надоело. Работал в разных местах и кем попало. В том числе фотографом. Сделал фотографии для нескольких книг. И для нескольких кинофильмов. И еще для всякого. Некоторые показывал на выставках. Теперь несколько лет издаю книги. Пока не надоест.