Ігор Гільбо: про “Львівську скульптуру XVI–XVII століть” та секрети фотографування скульптури

У 1981 р. у видавництві «Наукова думка» вийшло друком дослідження «Львівська скульптура XVI–XVII століть» Володимира Федоровича Любченка. Актуальне й тепер воно було присвячене розвиткові пізньоренесансної та ранньобарокової скульптури, центром тяжіння якої на українських теренах був Львів.

lvov005
Ян Пфістер. Епітафія Боїмів. Фрагмент

У монографії автор розглядає творчість тогочасних місцевих та іноземних майстрів. З її сторінок постає жива історія нашої країни. Це – не просто прискіпливий мистецтвознавчий аналіз, а повнокровне занурення у культурні та соціально-економічні реалії періоду.

Подвір`я Вірменського собору
Подвір`я Вірменського собору

Проте, окрім тексту, у книзі вражають високопрофесійні чорно-білі світлини скульптури. Кожна композиція, кожен фрагмент – об’ємні, виразні, промовисті. Чи вміють зараз так фотографувати скульптуру – не, аби себе показати, а виявити оригінальний задум майстра, – це ще питання… А от Ігор Гільбо, який тоді відповідав за ілюстративне наповнення, – зміг. На жаль, Володимира Федоровича з нами вже немає, проте є живий свідок того, як насправді творилася історія українського мистецтвознавства.

Ігор Гільбо
Ігор Гільбо

Ігор Гільбо:

Cултан заказал портрет художнику.

Чтоб похож был.

Тот и нарисовал. Похожего.

Казнили беднягу.

Султан-то был однолевоглазый,

одноправорукий и однолевоногий.

Не понравился он себе.

 

Следующий все учел.

Красавец получился. Все как у людей, все на месте.

Но не похож.

Казнили. Султаны – они строгие.

 

Третий посадил строгого султана на коня (на картинке посадил)

так, чтоб справа налево ехал.

В правую руку саблю дал.

На левое плечо плащ накинул.

Выжил парень.

Эту историю рассказал мне в 67-м скульптор Вячеслав Клоков. Я тогда еще и понятия не имел, что буду фотографом, а скульптуры его уже снимал…

Ян Пфістер. Надгробок Яна Замойського. Ян Замойський
Ян Пфістер. Надгробок Яна Замойського. Ян Замойський

… скульптор работает с формой, и если он доволен тем, что сделал, то хочет, чтобы все ее «мелочи» были видны на снимке. А недоволен – нужны красивые эффекты.

Невідомий скульптор. "Гроб Христовий". Євангеліст Лука
Невідомий скульптор. “Гроб Христовий”. Євангеліст Лука

В 80-м я снимал его работы для альбома в издательстве «Мистецтво», и сразу после этого мне предложили снимать скульптуру для книги Владимира Федоровича Любченко «Львівська скульптура XVI-XVII століть» в издательстве «Наукова думка».

lvov023_

Во Львов приехал впервые и сразу полюбил. И потому, что Львов, и потому, что знакомил меня с ним Владимир Федорович. Человек золотой. Вот и все.

Володимир Федорович Любченко. Львів
Володимир Федорович Любченко. Львів

… в подвалах Доминиканского собора, жившего тогда под кличкой музея атеизма, под кучей труб, батарей и столов со стульями мы откопали надгробье Яна из Дукли (если не ошибаюсь). Протянул откуда-то удлинитель, осветил, насколько возможно было, принес ведро воды, отмыл…

Владимир Федорович сказал: мне надо переписывать текст…

lvov034_
Майстерня Г. Шольца. Фасад каплиці Боїмів. Пророки Даниїл та Єремія

… в каплице Боимов отмывал уже алебастровую «Эпитафию». На трех- или четырех-метровой высоте. Вот радости было, когда она заиграла… Особенно под светом.

Эта каплица – вообще сплошная моя радость.

Ян Пфістер. Епітафія Боїмів. Георгій Боїм
Ян Пфістер. Епітафія Боїмів. Георгій Боїм
Ян Пфістер. Епітафія Боїмів. Ядвіга Боїм
Ян Пфістер. Епітафія Боїмів. Ядвіга Боїм

Эпитафию мыл и снимал с четырех-метровой тяжеленной раздвижной лестницы, которую дал завхоз Катедры (охотно и бесплатно). Фрагменты на фасаде – с крыши кабины какого-то трактора (1 бут. пива). Хорошо что освещать не надо было, как внутри, только согласовать все с солнышком и трактористом.  Юрия-Змееборца  – с крана-вышки от трамвайщиков (1 бут. не пива).

lvov035_
Вівтар каплиці Боїмів. Агнець старого завіту

Христос Скорбящий и ветхозаветные дяди на чаше купола – 500-мм. объектив. Им же, кстати, фриз на Успенской церкви… еще что-то и еще…

Каплиця Боїмів
Каплиця Боїмів

… маскароны на доме Шольц-Вольфовича – тоже удача. Там как раз люлька с рабочими висела, я их позвал на перекур с пивом, они меня туда подняли, перекур немножко затянули… и вернулись к работе, взлетев в историю мировой культуры и моей доброй памяти.

lvov011_
Майстерня Ван Гутте. Маскарон
Майстерня Ван Гутте. Маскарон
Майстерня Ван Гутте. Маскарон
Маскарон
Маскарон

… ездили мы в Олесский замок, в Подгорцы, в Жовкву-Нестеров, еще во много мест… Без машины. Стекло и железо в двух сумках весили 24 кило.

lvov021_

… листаю книжку и опять очень благодарю судьбу, Владимира Федоровича, которого давно уже нет и Елену Константиновну Школяренко, нашу Лелечку, которая рискнула пригласить меня для этой съемки.

Майстерня Г. Шольца. Вівтар каплиці Боїмів. Пророк Ізекіїл
Майстерня Г. Шольца. Вівтар каплиці Боїмів. Пророк Ізекіїл

… ну и хватит. А то у вас на посмотреть фотографии времени не хватит.

lvov041

… да, а когда свободен был от работы, любил Львов совсем бескорыстно, гулял с сумкой облегченного варианта и тоже что-то снимал…

Світлини – Ігор Гільбо

Про автора

Родился. Учился. Не очень. И не долго. Пока не надоело. Работал в разных местах и кем попало. В том числе фотографом. Сделал фотографии для нескольких книг. И для нескольких кинофильмов. И еще для всякого. Некоторые показывал на выставках. Теперь несколько лет издаю книги. Пока не надоест.

 

 

коментувати у Facebook

Ваш коментар:

%d bloggers like this: