Ігор Гільбо: про “Львівську скульптуру XVI–XVII століть” та секрети фотографування скульптури
У 1981 р. у видавництві «Наукова думка» вийшло друком дослідження «Львівська скульптура XVI–XVII століть» Володимира Федоровича Любченка. Актуальне й тепер воно було присвячене розвиткові пізньоренесансної та ранньобарокової скульптури, центром тяжіння якої на українських теренах був Львів.
![lvov005](https://i1.wp.com/arthoda.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/lvov005-1.jpg?resize=640%2C705&ssl=1)
У монографії автор розглядає творчість тогочасних місцевих та іноземних майстрів. З її сторінок постає жива історія нашої країни. Це – не просто прискіпливий мистецтвознавчий аналіз, а повнокровне занурення у культурні та соціально-економічні реалії періоду.
![Подвір`я Вірменського собору](https://i0.wp.com/arthoda.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/lvov001.jpg?resize=1000%2C939&ssl=1)
Проте, окрім тексту, у книзі вражають високопрофесійні чорно-білі світлини скульптури. Кожна композиція, кожен фрагмент – об’ємні, виразні, промовисті. Чи вміють зараз так фотографувати скульптуру – не, аби себе показати, а виявити оригінальний задум майстра, – це ще питання… А от Ігор Гільбо, який тоді відповідав за ілюстративне наповнення, – зміг. На жаль, Володимира Федоровича з нами вже немає, проте є живий свідок того, як насправді творилася історія українського мистецтвознавства.
![Ігор Гільбо](https://i1.wp.com/arthoda.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/80764406_458219521798298_8436080630004973568_n.jpg?resize=960%2C640&ssl=1)
Ігор Гільбо:
Cултан заказал портрет художнику.
Чтоб похож был.
Тот и нарисовал. Похожего.
Казнили беднягу.
Султан-то был однолевоглазый,
одноправорукий и однолевоногий.
Не понравился он себе.
Следующий все учел.
Красавец получился. Все как у людей, все на месте.
Но не похож.
Казнили. Султаны – они строгие.
Третий посадил строгого султана на коня (на картинке посадил)
так, чтоб справа налево ехал.
В правую руку саблю дал.
На левое плечо плащ накинул.
Выжил парень.
Эту историю рассказал мне в 67-м скульптор Вячеслав Клоков. Я тогда еще и понятия не имел, что буду фотографом, а скульптуры его уже снимал…
![Ян Пфістер. Надгробок Яна Замойського. Ян Замойський](https://i0.wp.com/arthoda.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/lvov051.jpg?resize=1000%2C611&ssl=1)
… скульптор работает с формой, и если он доволен тем, что сделал, то хочет, чтобы все ее «мелочи» были видны на снимке. А недоволен – нужны красивые эффекты.
![Невідомий скульптор. "Гроб Христовий". Євангеліст Лука](https://i0.wp.com/arthoda.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/lvov024.jpg?resize=640%2C919&ssl=1)
В 80-м я снимал его работы для альбома в издательстве «Мистецтво», и сразу после этого мне предложили снимать скульптуру для книги Владимира Федоровича Любченко «Львівська скульптура XVI-XVII століть» в издательстве «Наукова думка».
Во Львов приехал впервые и сразу полюбил. И потому, что Львов, и потому, что знакомил меня с ним Владимир Федорович. Человек золотой. Вот и все.
![Володимир Федорович Любченко. Львів](https://i0.wp.com/arthoda.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/lvov007_Per.jpg?resize=1000%2C935&ssl=1)
… в подвалах Доминиканского собора, жившего тогда под кличкой музея атеизма, под кучей труб, батарей и столов со стульями мы откопали надгробье Яна из Дукли (если не ошибаюсь). Протянул откуда-то удлинитель, осветил, насколько возможно было, принес ведро воды, отмыл…
Владимир Федорович сказал: мне надо переписывать текст…
![lvov034_](https://i0.wp.com/arthoda.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/lvov034_.jpg?resize=977%2C698&ssl=1)
… в каплице Боимов отмывал уже алебастровую «Эпитафию». На трех- или четырех-метровой высоте. Вот радости было, когда она заиграла… Особенно под светом.
Эта каплица – вообще сплошная моя радость.
![Ян Пфістер. Епітафія Боїмів. Георгій Боїм](https://i2.wp.com/arthoda.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/lvov027_.jpg?resize=640%2C723&ssl=1)
![Ян Пфістер. Епітафія Боїмів. Ядвіга Боїм](https://i0.wp.com/arthoda.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/lvov026_.jpg?resize=640%2C723&ssl=1)
Эпитафию мыл и снимал с четырех-метровой тяжеленной раздвижной лестницы, которую дал завхоз Катедры (охотно и бесплатно). Фрагменты на фасаде – с крыши кабины какого-то трактора (1 бут. пива). Хорошо что освещать не надо было, как внутри, только согласовать все с солнышком и трактористом. Юрия-Змееборца – с крана-вышки от трамвайщиков (1 бут. не пива).
![lvov035_](https://i1.wp.com/arthoda.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/lvov035_.jpg?resize=1000%2C423&ssl=1)
Христос Скорбящий и ветхозаветные дяди на чаше купола – 500-мм. объектив. Им же, кстати, фриз на Успенской церкви… еще что-то и еще…
![Каплиця Боїмів](https://i2.wp.com/arthoda.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/lvov039_r.jpg?resize=1000%2C1019&ssl=1)
… маскароны на доме Шольц-Вольфовича – тоже удача. Там как раз люлька с рабочими висела, я их позвал на перекур с пивом, они меня туда подняли, перекур немножко затянули… и вернулись к работе, взлетев в историю мировой культуры и моей доброй памяти.
![lvov011_](https://i2.wp.com/arthoda.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/lvov011_.jpg?resize=1000%2C982&ssl=1)
![Майстерня Ван Гутте. Маскарон](https://i1.wp.com/arthoda.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/lvov013_.jpg?resize=640%2C889&ssl=1)
![Маскарон](https://i2.wp.com/arthoda.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/lvov025_.jpg?resize=640%2C835&ssl=1)
… ездили мы в Олесский замок, в Подгорцы, в Жовкву-Нестеров, еще во много мест… Без машины. Стекло и железо в двух сумках весили 24 кило.
… листаю книжку и опять очень благодарю судьбу, Владимира Федоровича, которого давно уже нет и Елену Константиновну Школяренко, нашу Лелечку, которая рискнула пригласить меня для этой съемки.
![Майстерня Г. Шольца. Вівтар каплиці Боїмів. Пророк Ізекіїл](https://i0.wp.com/arthoda.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/lvov030.jpg?resize=483%2C1024&ssl=1)
… ну и хватит. А то у вас на посмотреть фотографии времени не хватит.
… да, а когда свободен был от работы, любил Львов совсем бескорыстно, гулял с сумкой облегченного варианта и тоже что-то снимал…
Світлини – Ігор Гільбо
Про автора
Родился. Учился. Не очень. И не долго. Пока не надоело. Работал в разных местах и кем попало. В том числе фотографом. Сделал фотографии для нескольких книг. И для нескольких кинофильмов. И еще для всякого. Некоторые показывал на выставках. Теперь несколько лет издаю книги. Пока не надоест.